Как звучат CD


Как звучат CD (Домыслы и реальность)


В.ФЕДОРОВ, г.Липецк.

На рынке бытовой аудиоаппаратуры прочно утвердился цифровой формат записи звуковых компакт-дисков (КД) Audio CD. В популярной любительской и профессиональной литературе различные авторы неоднократно высказывались по поводу достоинств и недостатков данного формата. В предлагаемой статье, опираясь на свой опыт, попытаюсь рассеять некоторые заблуждения.

В [1] автор указывает на нецелесообразность копирования компакт-кассет с компакт-дисков, ссылаясь при этом на то, что качество звучания КД, по его мнению, можно приравнять к качеству звучания аналоговой звуковоспроизводящей аппаратуры 3-го класса. В этой статье (что весьма интересно) автор поставил под сомнение теорему Шеннона (или, как ее называют в отечественной литературе, теорему Котельникова).

Предположим, что на вход аналого-цифрового преобразователя (АЦП) поступает сигнал с равномерно распределенным спектром в полосе частот от 0 до 20 кГц (рис.1 а). Если осуществлять аналого-цифровое преобразование с частотой дискретизации fg=44,1 кГц (несколько выше, чем по теореме Шеннона), а затем производить обратное цифро-аналоговое преобразование на той же fg, то в спектре аналогового сигнала, претерпевшего указанные преобразования, появятся паразитные полосы с центральными частотами, кратными fg (рис.1б). Упрощенно данное явление можно назвать трансформацией элементарных синусоидальных сигналов в сигналы сложной формы (например, описанный в [1] случай преобразования одиночного синусоидального сигнала 20 кГц в меандр с той же частотой).


Puc.1

Для дальнейшего понимания сути происходящего обратимся к преобразованию гармонических периодических сигналов из временной области в частотную. На рис.2 графически отображен данный процесс. Во временной плоскости UOt построен график периодического сигнала. Если разложить функцию, изображенную на графике, используя дискретное преобразование Фурье (ДПФ), быстрое преобразование Хартли (БПХ) или современное дискретное косинусное преобразование (ДКП) на гармоники, и графически отобразить их амплитуду со сдвигом по частотной оси Of, то можно увидеть, что исходный сигнал в своем спектре содержит две гармоники с амплитудами U1 и U2. На практике временную зависимость амплитуды наблюдают с помощью осциллографов, а частотную - с помощью анализаторов спектра.


Puc.2




Начало    Вперед



Книжный магазин