Следующий шаг — унифицированные коммуникации?
Исторически различные формы коммуникаций — телефония, e-mail, ICQ, сотовая связь — были созданы независимо друг от друга и предлагались на рынке как независимые продукты. Достигнутая в современном мире возможность передавать все виды трафика по единой IP-инфраструктуре и наличие открытых стандартов, таких как SIP, создало новую парадигму коммуникации индивидуумов, рабочих групп и целых организаций между собой. Унифицированные коммуникации исповедуют принцип взаимодействия человека с человеком при помощи любых удобных для них в настоящий момент средств связи вне зависимости от доступной среды коммуникации. Например, с сотового телефона на программный IP-телефон или клиент обмена мгновенными сообщениями.
Согласно определениям исследовательского агентства Gartner, наибольшая ценность унифицированных коммуникаций заключается в том, что они позволяют исключить задержки в бизнес-процессах компаний, связанных с нерезультативными попытками установить связь между сотрудниками. К примеру, чтобы можно было выполнить только одно действие — оставить сообщение в голосовом ящике — вместо трех: позвонить на стационарный телефон и убедиться, что коллеги нет на месте; набрать номер сотового и услышать, что он вне зоны действия; наконец, оставить ему сообщение в голосовой ящик. В то время как различные методы коммуникации могут быть использованы по отдельности (например, телефонный звонок и служба обмена мгновенными сообщениями), компании получают дополнительный синергетический эффект и повышение результативности работы каждого сотрудника за счет объединения всех видов коммуникаций в унифицированной форме. Ключевыми технологиями, на основе которых создаются системы унифицированных коммуникаций, являются IP-телефония, VoIP, e-mail, аудио- и веб-конференции, голосовая почта, унифицированная почта (унифицированный обмен сообщениями: голосовая почта, e-mail и факсы), обмен мгновенными сообщениями и presence.
Сервис Presence представляет собой средство динамического контроля за статусом присутствия абонента в сети и его предпочтениях по способу установления связи с ним в текущий момент. По сути Presence — это заменитель привычных гудков в трубке. Если вы помните, то на заре появления первых автоматических телефонных станций была распространена телеграфная связь. Поэтому в то время для определения статуса абонента разработчики решили использовать код Морзе. И до сих пор, для того чтобы убедиться, есть ли сотрудник на месте, необходимо ему позвонить.
Presence позволяет перед набором номера увидеть статус присутствия в сети вызываемого абонента и тот способ связи, который он в настоящий момент предпочитает: звонок на офисный номер, на мобильный, в голосовую почту, SMS и т. д. Соответственно, сотрудник устанавливает соединение с первой попытки.