Цель кластеризации - выделение из множества объектов одной природы некоторого количества относительно однородных групп (сегментов или кластеров). Объекты распределяются по группам таким образом, чтобы внутригрупповые отличия были минимальными, а межгрупповые - максимальными (рис. 3). Методы кластеризации позволяют перейти от пообъектного к групповому представлению совокупности произвольных объектов, что существенно упрощает оперирование ими. Ниже описаны несколько возможных сценариев применения кластеризации на практике.
Сегментация клиентов по определенной совокупности параметров позволяет выделить среди них устойчивые группы, имеющие сходные покупательские предпочтения, уровни продаж и платежеспособности, что значительно упрощает управление взаимоотношениями с клиентами.
При классификации товаров очень часто используются достаточно условные принципы классификации. Выделение сегментов на основе группы формальных критериев позволяет определить действительно однородные группы товаров. В условиях широкой и довольно разнородной номенклатуры товаров управление ассортиментом на уровне сегментов по сравнению с управлением на уровне номенклатуры существенно повышает эффективность продвижения, ценообразования, мерчендайзинга, управления цепочками поставок.
Сегментация менеджеров позволяет эффективнее спланировать организационные изменения, улучшить мотивационные схемы, скорректировать требования к нанимаемому персоналу, что в конечном счете позволяет повысить управляемость компании и стабильность бизнеса в целом.
Рис. 3. Анализ данных методом кластеризации.
Сходство и различие между объектами определяется "расстоянием" между ними в пространстве факторов. Способ измерения расстояния зависит от метрики, которая указывает принцип определения сходства/различия между объектами выборки. Текущая реализация поддерживает следующие метрики: