Современный этап применения ИТ характеризуется переходом от автоматизации отдельных этапов работы с теми или иными объектами к управлению всем их жизненным циклом (Lifecycle Management) - это относится к изделиям (product), приложениям (application), информации (information) и т. п. Причем решения, которые позиционируются поставщиками как LM-платформы, в первую очередь решают задачи интеграции инструментов, применяемых на разных этапах. Соответственно вопрос заключается только в том, что взять за интеграционную основу такой платформы, и тут существуют два основных подхода.
Первый подход - использовать в качестве базы инструмент одного из ключевых этапов (например, для ALM это может быть интегрированная среда разработки). Второй состоит в формировании некоторой качественно новой специализированной среды, изначально предназначенной для объединения различных "этапных" компонентов. Тут можно привести пример ERP-поставщиков, многие из которых, развивая свои традиционные продукты, приходят (или уже пришли) к необходимости создания таких интеграционных платформ (SAP NetWeaver, Галактика RaNet). Аналогичные примеры можно привести из области СУБД, средств разработки и т. д.
Обращаясь к проблематике управления жизненным циклом изделий, в несколько упрощенном виде ее можно описать формулой: PLM = PDM + ERP. Однако эти две составляющие сегодня не совсем равнозначны. Дело в том, что исторически PLM-системы выросли из круга задач PDM (Product Data Management), которые, в свою очередь, имеют "родителями" системы САПР (CAD) и управления документами (DM). Как следствие, предлагаемые сегодня PLM-платформы в большинстве своем базируются на применении CAD- или DM-технологий, а ERP-система рассматривается как некий дополнительный внешний компонент.
Однако вполне очевидно, что возможен и иной подход, когда за основу берется ERP-решение. Так, компания Appius (http://www.appius.ru/) взяла за основу построения своей системы PLM-средств платформу "1С:Предприятие 8.0", используя ее и как средство разработки собственных прикладных решений, и как интеграционный слой (для связи с программами, реализованными в среде "1С:Предприятие", и внешними приложениями).
В жизненном цикле изделия можно выделить пять этапов, а также четыре контура управления реализуемыми в них бизнес-процессами (рис. 3):