Архитектура предприятия основные определения


Архитектура предприятия: основные определения Лекция из курса «Архитектура предприятия» - часть 4


Архитектура предприятия, как определено в документах совета CIO США, одновременно является инструментом управления, который обеспечивает процесс принятия решений об инвестициях в информационные технологии. Более конкретно, организация использует разработанную ею архитектуру как средство управления ИТ и как инструмент, обеспечивающий то, что инвестиции в ИТ дают измеримые результаты.

Следует заметить, что эволюция понятия "архитектуры предприятия" связана с той эволюцией, которая происходила и происходит во взглядах на принципы организации деятельности предприятия как такового. Имеется в виду использование следующих организационных механизмов, которые условно показаны на :

  • функциональная специализация;
  • реинжиниринг бизнес-процессов;
  • корпоративная архитектура.

Эволюция организационных принципов

Рис. 3.11.  Эволюция организационных принципов

Создание вертикальных организационных структур основано на иерархии управления в целях реализации механизмов контроля и распространения информации. Такой подход предполагает функциональную специализацию организационных единиц, так что достигается определенный уровень эффективности в выполнении специализированных для данных организационных единиц функций и процессов. Но при этом неизбежно возникает фрагментация в управлении и процессах, что обычно требует "героических" усилий по налаживанию интерфейсов взаимодействия между организационными структурами. В то же время реализация интегрированных и ориентированных на клиентов процессов требует достаточно высокого уровня межфункционального взаимодействия.

Подход, связанный с реинжинирингом бизнес-процессов, изначально признает тот факт, что процессы "пересекают линии" функционального разделения. Основное внимание уделяется межфункциональным процессам с целью достижения кардинальных улучшений. На практике для некоторых компаний это дало адекватные результаты, в то время как для других стало причиной существенных затрат времени и ресурсов на проведение организационных изменений без видимой отдачи. Одной из причин неудач было игнорирование того факта, что неадекватные технологии и прикладные системы не обеспечивают реализацию нужных процессов. Так, при внедрении ERP-системы перед вами фактически стоит выбор: либо вы сами измените свои процессы, либо система изменит их за вас.

Концепция архитектуры предприятия является как бы точкой слияния подходов по организационным изменениям и изменениям во взглядах на роль и использование информационных технологий.

Это, в частности, предполагает осознание того факта, что, с одной стороны, нельзя игнорировать технологии при проектировании бизнес-процессов, а с другой стороны, нельзя игнорировать характер и специфику бизнеса и бизнес-процессов при выборе и проектировании технологических решений. Т.е. архитектура предприятия – это архитектура возможностей и потенциала бизнеса, основанных на комбинации таких работающих совместно факторов, как люди, процессы и технологии.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин