Автоматизация бизнес-процессов в 1С Предприятие 8.0


От управления вообще к управлению бизнес-процессами


Прошедший год был отмечен началом широкого применения нового термина - Business Process Management (BPM, управление бизнес-процессами). Поначалу его появление вызвало настороженность заказчиков. Действительно, корпоративное ПО изначально было нацелено на решение тех или иных задач управления предприятием, или бизнесом (в широком понимании этого слова - как деятельности организации), и потому было непонятно, что же революционного заключается в BPM. Не есть ли это традиционный ход ИТ-поставщиков, регулярно обновляющих названия, в общем-то, достаточно хорошо известных методов и технологий? Определенную путаницу в умы ИТ-специалистов вносило и то, что аббревиатуру BPM стали использовать разработчики различных категорий программных продуктов: систем управления документами, ERP-решений и инфраструктурного ПО. (Полезный обзор и анализ концепции BPM сделан в статье "Технология BPM в информационной инфраструктуре организации", "BYTE/Россия" No 2'2005.)

Однако если рассмотреть концепцию BPM более детально, становится ясно, что ее появление действительно связано с некоторыми качественными изменениями в требованиях заказчиков к ИТ, с одной стороны, и предлагаемых вендорами решений - с другой. Хотя ни о какой революции, конечно, не может быть и речи: идет обычный эволюционный процесс развития ИТ, в ходе которого накопление количественных и локальных качественных изменений в какой-то момент времени позволяет говорить о переходе в новое глобальное качественное состояние. В этой связи мы выделим несколько аспектов.

  • Решение задачи повышения эффективности ведения бизнеса заставляет организации переходить от традиционной функциональной модели деятельности к современной процессной схеме.
  • Более высокий уровень применения ИТ требует объединить в общую систему управления предприятием такие компоненты, которые ранее рассматривались как самодостаточные. В первую очередь речь идет о ERP-решениях и системах управления документами.
  • Создание комплексных систем управления предприятием требует объединения разнородных решений (в том числе унаследованных). Наиболее эффективное решение задач интеграции данных и приложений в системах масштаба предприятий возможно на уровне платформенного ПО. В настоящее время одно из наиболее перспективных направлений создания разнородных распределенных систем связано с использованием технологии Web Services (см. также статью "Автоматизация бизнес-процессов с помощью BPEL", "BYTE/Россия" No 2'2005).
  • Переход на процессно-ориентированную модель управления непосредственно связан и с проблемой эффективности работы самих информационных систем. Нацеленность на конечный результат позволяет реализовать подход к управлению ИТ-ресурсами с точки зрения бизнеса.



  • Начало  Назад  Вперед